Сравнения религий
Сравнение западных и восточных воззрений
На следующих страницах мы попробуем сравнить восточные и западные религии по многим пунктам веры. К восточным религиям мы относим индуизм, джайнизм, буддизм и сикхизм. К западным — иудаизм, зороастризм, христианство и ислам. С первого же взгляда можно заметить, что самое главное различие между восточными и западными религиями — в том, что восточные монистичны и интроспективны, а западные дуалистичны и экстравертивны. Восточный ум имеет тенденцию видеть Бога повсюду и во всем, а следовательно, рассматривать все вещи как священные. Для западного же ума это ересь — верить, что Бог пронизывает все вещи. Такой ум делает твердое различие между сакральным и профаническим. Восточное мировоззрение основывается на понятиях кармыу реинкарнации и освобождения, западное же постулирует единственную жизнь души, за которой следует награда или наказание.
Имейте в виду, что данное сравнение не является всеобъемлющим, поскольку в нем не учитываются религии Восточной Азии — даосизм, конфуцианство и синтоизм.
Если вы хотите выяснить, к каким типам религиозной веры склонны вы сами, возьмите карандаш и отметьте то воззрение — восточное или западное, — которое ближе к вашему собственному мнению по каждому пункту. Здесь следует отметить, что восточные религии, учитываемые в нашем анализе, родились в Индии, причем джайнизм, буддизм и сикхизм произошли от индуизма. Среди западных религий иудаизм, христианство и ислам имеют общий корень в лице Авраама, и поэтому иногда эти три мировые религии называют авраамическими. Конечно, внутри и западных, и восточных религий не всегда есть согласие даже по важнейшим вопросам (например, буддизм не признает Личностного Бога). Тем не менее нам кажется, что нижеследующие широкие обобщения могут быть полезны для понимания как Запада, так и Востока.
РАЗЛИЧИЯ
О творении
ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Вселенная существует в бесконечных циклах творения, сохранения и разрушения. Не бывает абсолютного конца мира, нет двойственности Бога и мира — они едины.
ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Мир был создан Богом и когда-то в будущем будет Им навсегда разрушен. Бог отличен от мира и управляет им свыше. Подчеркивается двойственная природа мира.
Об истинном Боге
ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Есть лишь один истинный и абсолютный Бог. Все религии говорят о Нем. Всем душам суждено получить милость Бога, который проводит их через различный опыт на многих путях в соответствии с ихпониманием, темпераментом и зрелостью. Бог есть чистая Любовь и Сознание.
ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Есть лишь один истинный Бог и одна истинная религия. Принимающие ее будут наслаждаться милостью Бога; все остальные, если только они не раскаются и не придут к моему Богу, будут вечно страдать в аду. Бог — не только любящий, но и гневный.
О доказательствах существования Бога
ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Доказательство существования и любви Бога можно найти в прямом союзе или единении с Ним. Косвенными доказательствами являются просветленные гуру, богореализованные люди, которые были во все эпохи, а также откровенные писания, которые они приносили нам в каждую эпоху.
ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Доказательство Божьей любви и обещание человеку — в личности Его пророка и в Его неизменном и уникальном откровенном писании.
О личном переживании Бога
ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Личное, внутреннее, мистическое переживание Бога — это основное содержание религии. Человек может и в конечном счете должен познать Бога в земной жизни. Восток ориентирован индивидуально и интроспективен.
ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Со стороны человека очень самонадеянно искать личного познания Бога. Суть религии — не в опыте, но в вере и добродетельной жизни. Запад социально ориентирован и экстравертирован.
О пути к Богу и о Божественном Суде
ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Человек свободен выбирать для себя форму поклонения Богу, ибо все пути в конечном счете ведут к Нему. Грех присущ только уму, а не душе, ибо она чиста. Не будет никогда никакого Судного Дня, ибо Бог не судит и не наказывает. Он любовно ведет все души назад, к Нему.
ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Только один путь ведет к Богу, остальные ложны и тщетны. Все должны обратиться в одну истинную религию. Если этого не сделать, то душа, отягощенная грехом, будет проклята в Судный День.
О бедственном положении человека
ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Бедственное положение человека свидетельствует лишь о незрелости его души. Он постоянно находится на пути прогресса, который ведет его от невежества к знанию, от смерти — к бессмертию.
ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Бедственное положение человека — результат непослушания воле Божьей, неверия и неприятия Его закона.
Об аде
ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Бог есть Любовь, Он неразделимо един с душой и ведет ее посредством карм к осуществлению дхармы и в конце концов к мокше, освобождению. Ад — это низшая астральная сфера, а не физическое место; для души он не вечен. Ад существует как период интенсивного кармического страдания, как состояние ума — при жизни или между жизнями.
ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: В Судный День физическое тело каждой души, которая когда-либо жила, будет воскрешено, и Бог отправит чистые души в рай, а грешников — в ад, где тело будет гореть, не сгорая, а душа будет претерпевать муку осознания того, что она уже никогда не будет с Богом.
О зле
ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Нет никакого существенного, онтологического зла. Все есть добро. Все есть Бог. Никакая сила в мире или в человеке не противостоит Богу, хотя экранирующий инстинктивно-интеллектуальный ум не дает нам познать его.
ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: В мире есть подлинное зло, живая сила, которая противостоит воле Бога. Это зло воплощено в Сатане и его демонах и частично — в человеке, как одна из его склонностей.
О добродетели и спасении
ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Добродетельное поведение и праведная вера — это краеугольные камни религиозной жизни, первый шаг к высшему мистическому союзу с Богом. Освобождение требует знания и личных достижений, а не одной лишь веры.
ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Если вы подчиняетесь требованиям Бога о нравственной и этической жизни и верите в Него и Его пророка — например, в Моисея, Иисуса, Мухаммеда или Зороастра — спасение обеспечено.
О происхождении религии
ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Религия — явление космическое, вечное, трансцендентное по отношению к циклической человеческой истории. Особенно важно в религии обнаружение присутствия Бога здесь и сейчас.
ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Религия — явление историческое, она начинается с некоторого пророка или события. Особенно важно в религии прошлое, а
также награда или наказание в будущем. История имеет линейный характер и никогда не повторяется.
О догматике
ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Религиозные догмы Востока обычно тонки, сложны и даже парадоксальны. Доминирует свобода поклоняться и верить разнообразными способами. Другие пути принимаются как воля Бога в действии. Восток — это универсализм и терпимость.
ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Религиозные догмы Запада обычно просты, ясны и рациональны. Поклонение и вера формализованы и многого требуют от человека. Другие пути терпят, но не почитают. Запад — это эксклюзивность и догматизм.
Об освобождении и просветлении
ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Цели просветления и освобождения должны быть найдены в этой жизни, в контексте времени, внутри самого человека. Религиозно-философские школы могут быть дуалистическими (двайтическими) или недуалистическими (адвайтическими).
ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Спасение придет в конце мира, в конце времен и не имеет ничего общего с просветлением. Строгий дуализм (двайта). Исключение представляют мистические секты, составляющие меньшинство.
О пути к святости
ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Путь к святости лежит через самодисциплину, очищение, концентрацию и созерцание. Особо ценны идеалы аскетизма, индивидуальная садхана, йога и пробуждение сверхсознания.
ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Путь к святости лежит через самопожертвование, подчинение Богу и заботу о благе других. Особо ценны хороший труд, общественная деятельность и изучение писаний. Йоге или аскетизму придается гораздо меньшее значение.
О природе богослужения
ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Богослужение — деятельность индивидуальная, высоко ритуализированная и медитативная, сосредоточена вокруг святого храма и домашнего алтаря все дни недели.
ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Богослужение — деятельность конгрегациональная, с простыми ритуалами и сосредоточенная вокруг церкви, синагоги или мечети, в основном один день в неделю.
СХОДСТВА
О Боге и божественных существах (дэвах)
ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Вера во Всевышнего Бога, творца всех душ и всех вещей, и в меньших божеств, дэвов и махадэвов.
ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Вера во Всевышнего Бога, творца всех душ и всех вещей, и в ангелов и небесные силы.
О спасении и воле Бога
ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Спасение достигается строгим подчинением воле Бога и благодаря нисхождению Его милости через просветленного духовного наставника.
ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Спасение достигается строгим подчинением воле Бога, обычно выраженной через мессию, пророка или священника.
О благом поведении
ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Жизнь добродетельная и нравственная необходима для дальнейшего духовного прогресса, ибо адхармичные (неправедные) мысли, деяния и слова не дают нам познать близость Бога.
ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Религия должна основываться на этичном и нравственном поведении, ибо его противоположность уводит нас от Бога.
О предназначении души
ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Цель жизни есть эволюция (через накопление опыта) к нашему духовному предназначению. Назначение мира — не в вещах мира.
ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Предначертанное человеку лежит вне этого мира, который есть всего лишь возможность заслужить вечную радость или страдание.
О природе реальности
ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Реальность гораздо больше того, что мы переживаем посредством пяти органов чувств. Душа бессмертна и вечна и в конечном итоге вливается в Бога.
ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Реальность гораздо больше вещей этого мира. Душа бессмертна и вечна и будет жить всегда — в присутствии Бога или отделенная от Него.
Сравнение иудаизма, христианства и ислама
У этих трех авраамических религий больше сходства, чем различий, хотя исторически сложилось так, что именно различиям придавалось решающее значение. Все они верят в одну-единственую жизнь, за которой следует рай или ад. Они соглашаются в том, что Богу противостоит зло в лице Сатаны, который искушает и губит грешников, заставляя их не повиноваться закону Бога. Все эти религии ориентированы на пророков, причем только в христианстве пророк становится божественным. Каждая из этих религий считает себя единственно истинной религией и утверждает, что неверующих ждет осуждение. Все три библейские религии основаны на монотеизме и дуализме и на вере в то, что человек вечно отделен от Бога и его высочайшее предназначение — достичь рая. Все они полагаются не столько на внутренний опыт или мистический контакт и руководство, сколько на священные ритуалы, веру и труд, которые ведут человека к Богу. Каждая из этих религий верит, что Бог имеет особый договор (завет) со своими приверженцами, хотя условия договора различны. Верующие всех авраамических религий хоронят своих мертвых в земле в предвидении того, что физическое тело будет однажды воскрешено на земле, встав из могилы в Судный День.
Об истинной религии
ИУДАИЗМ: Есть только одна истинная религия, иудаизм, и одно откровенное писание, Танах (ветхозаветная часть Библии). Священным писанием считается также Талмуд, обширный сборник комментариев к Торе (первым пяти книгам Ветхого Завета).
ХРИСТИАНСТВО: Есть только одна истинная религия, христианство, и одно писание — Библия (Ветхий и Новый Заветы).
ИСЛАМ: Единственная истинная вера — это ислам, а высочайшее откровенное писание — Коран, но как откровенные почитаются и другие книги, в том числе Библия и ряд индуистских писаний.
Об изначальном грехе
ИУДАИЗМ: Вера в Адама, его искушение и лишение милости Божьей и в изначальный грех. ХРИСТИАНСТВО: То же. ИСЛАМ: То же, с той разницей, что Аллах (Бог) простил Адама. Поэтому нет изначального греха.
О доказательстве силы Бога
ИУДАИЗМ: Такое доказательство можно увидеть в историческом «Исходе». ХРИСТИАНСТВО: Доказательство силы Божьей — в воскресении Христа. ИСЛАМ: Доказательство силы Божьей — в самом Коране.
Об обязательствах человека перед Богом
ИУДАИЗМ: Евреи имеют обязательства перед Яхве, поскольку Он освободил их из Египта. ХРИСТИАНСТВО: Человек обязан Богу, поскольку Он пожертвовал Своим Сыном во искупление человеческих грехов. ИСЛАМ: Нет никакого особого обязательства; человек мотивируется тем, чтобы не попасть в ад.
О средствах спасения
ИУДАИЗМ: Спасение достигается неукоснительным следованием Закону, данному в Торе. ХРИСТИАНСТВО: Спасение достигается принятием Христа как Господа и Спасителя. ИСЛАМ: Спасение достигается полным подчинением Аллаху.
Сравнение четырех школ индуизма
Широкий спектр индуистской религиозности вмещает в себя четыре основные школы, или деноминации: шиваизм, шактизм, вишнуизм и смартизм. У этих четырех направлений есть определенно больше общего, чем различий. Все они верят в карму и перерождение (реинкарнацию) и в Верховное Существо, которое одновременно и является формой, и пронизывает форму, находясь за ее пределами, которое создает, поддерживает и разрушает вселенную, чтобы создавать ее снова в бесконечных циклах. Они провозглашают ценность и важность храмового богослужения. Они согласны в том, что не существует изначального, сущностного зла, что космос создан из Бога и пропитан только Им. Все школы верят в майю (хотя ее определения несколько отличаются) и в освобождение души от перерождений (мокшу) как цель человеческого существования. Они верят в дхарму и в ахимсу, ненасилие, и в необходимость садгуру, который поведет душу к Самореализации. Члены всех школ носят на лбу священные знаки-символы (тилаки), хотя в разных школах они отличаются. Наконец, все индуисты предпочитают кремацию после смерти, веря, что их душа обретет другое тело в следующей жизни. В индуизме есть много священных писаний, но все секты считают высочайшим авторитетом Веды и Агамы, хотя их Агамы все же несколько отличаются. Ниже приводится краткое сравнение этих четырех основных деноминаций.
Личностный Бог или Богиня
ШИВАИЗМ: Личностный Бог и храмовое божество — Шива, не имеющий ни мужского, ни женского пола. Также почитаются божества Ганеша и Карттикейя.
ШАКТИЗМ: Личностный Бог (точнее, Богиня) и храмовое божество — Шри Дэви или Шакти, женского пола. Она почитается как Великая Мать — Раджараджешвари, Парвати, Лакшми, Сарасвати, Кали, Амман и т. д.
ВИШНУИЗМ: Личностный Бог и храмовое божество — Вишну, мужского пола. Кроме того, почитаются Его инкарнации, например Рама и Кришна, а также Его божественная спутница, Радхарани.
СМАРТИЗМ: Личностный Бог и храмовое божество — Ишвара, мужского или женского пола, почитаемый (-ая) как Вишну, Шива, Шакти, Ганеша и Сурья или любое божество по выбору верующего, например, Кумара или Кришна.
Природа Шакти
ШИВАИЗМ: Шакти — это неотъемлемая энергия и проявленная воля, энергия или разум Бога Шивы.
ШАКТИЗМ: Шакти — это активное, имманентное Бытие, отдельное от безмолвного и отдаленного Шивы.
ВИШНУИЗМ: Шакти не придается особой важности. Однако некоторые параллели прослеживаются, когда божественные спутницы понимаются как неотъемлемые энергии Вишну и Его инкарнаций, например Радхарани — у Кришны и Сита — у Рамы.
СМАРТИЗМ: Шакти есть божественная форма Ишвары. Это проявляющаяся энергия Бога.
Природа Личностного Бога
ШИВАИЗМ: Бог Шива есть чистая любовь и сострадание. Он имманентен и трансцендентен, радуется нашей чистоте и садхане.
ШАКТИЗМ: Богиня Шакти одновременно сострадательна и ужасающа, милостива и гневна. Ее можно умилостивить жертвоприношением и покорностью.
ВИШНУИЗМ: Бог Вишну полон любви и прекрасен, Он — объект преданности человека, радуется нашему служению и смирению.
СМАРТИЗМ: Ишвара выглядит как антропоморфное Божество в соответствии с тем выбором, который верующий делает для любовного поклонения, считающегося иногда вспомогательной, самоочистительной практикой.
Аватары
ШИВАИЗМ: Божественных земных воплощений нет.
ШАКТИЗМ: Божественная Мать воплощается в этом мире.
ВИШНУИЗМ: Вишну имеет десять или больше воплощений.
СМАРТИЗМ: Все божества могут принимать земные воплощения.
Душа и Бог
ШИВАИЗМ: Бог Шива и душа — одно. Душа должна осознать эту адвайтистскую Истину благодаря милости Бога Шивы.
ШАКТИЗМ: Божественная Мать, Шакти, — посредница, дарующая адвайтистскую мокшу тем, кто служит Ей.
ВИШНУИЗМ: Бог и душа вечно раздельны. По милости Бога Вишну душе суждено поклоняться и радоваться Богу.
СМАРТИЗМ: Ишвара и человек в реальности суть Абсолютный Брахман. В майе душа и Ишвара кажутся двумя. Джняна рассеивает эту иллюзию.
Духовная практика
ШИВАИЗМ: Аскетичная. Бхакти является фундаментом, а основное значение придается садхане, тапасу и йоге.
ШАКТИЗМ: Аскетично-оккультная. Основное значение придается бхакти и практикам тантры, иногда оккультным.
ВИШНУИЗМ: В основном бхактистская и неаскетичная. Основное значение придается высочайшей бхакти или преданию себя Богу (прапатти).
СМАРТИЗМ: Подготовительными садханами являются бхакти-, карма-, раджа-йога. Высочайший путь пролегает через знание и ведет к джняне.
Основные писания
ШИВАИЗМ: Веды, Шайва-агамы и Шайва-пураны
ШАКТИЗМ: Веды, Шакта-агамы (Тантры) и Шакта-пураны
ВИШНУИЗМ: Веды, Вайшнава-агамы, Вайшнава-пураны (особенно «Шримад-Бхагаватам») и Итихасы («Рамаяна» и «Махабхарата», особенно «Бхагавад-гита»).
СМАРТИЗМ: Веды, Агамы и классические смрити — Пураны, Итихасы, особенно «Бхагавад-гита» и др.
Регионы влияния
ШИВАИЗМ: Географически широко распространен, особенно силен в южной и северной Индии, Непале и Шри-Ланке.
ШАКТИЗМ: Географически широко распространен, наиболее заметен в северной Индии и особенно в Бенгалии и Ассаме.
ВИШНУИЗМ: Географически широко распространен и силен по всей Индии, на юге и на севере.
СМАРТИЗМ: Географически широко распространен, особенно выделяется в северной и южной Индии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы завершаем наше краткое сравнение четырех основных деноминаций индуизма и других религий, вер и философий. Есть много малых народов и племен, которые следуют своими духовными путями и дают этим путям свои названия. Многие пути нам еще только предстоит открыть в будущем. Эта глава может дать тем, кто внимательно прочел ее, простой обзор тех человеческих верований, которые, во всем своем разнообразии, являются корнями наших мировоззрений и способов поведения, создающих нашу культуру. Эта глава может быть и чем-то большим. Она может стать началом открытия вашего собственного места в этой великой схеме. Вы вольны выбрать любую из этих форм поклонения, практики и достижения. Но на любом пути к совершенству нельзя обойтись без наставника, без того, кто прошел этим путем раньше. Жить без наставника — это все равно что пересекать океан без карты и компаса.
Сравните ваши сегодняшние верования с верованиями, которые содержатся в нашем обзоре, и подумайте о том, какие требования каждый путь предъявляет к своим последователям. Сделав это, смело объявите самому себе, кто вы такой на самом деле. Объявите о вашей духовной принадлежности, о вашем наставнике и о том, к какой религии вы, как выяснилось, склонны. И затем следуйте выбранному вами пути со всем сердцем. Отдайте ему всю вашу преданность, энергию и верность, направляясь к цели. Настоящие искатели на пути, чающие по длинного достижения, не скачут с одного пути на другой, от одной школы к другой, от одного учителя к другому, так как известно, что нерешительность подавляет всякий духовный рост.
Литература:
1. Садгуру Шивайя Субрамуниясвами. «Танец с Шивой». Современный катехизис индуизма. Перев. С англ. – К.: ИД «Гелиос», 2001. – 800 с.
© 2013. Родовые Истоки. Все права защищены.
Вернуться назад